Все про Крым

Музей подводных лодок в Балаклаве

Крымский полуостров на протяжении столетий являлся стратегически важным пунктом, поэтому во все времена на его территории строились военные базы, раньше их называли крепостями, а в наши дни военными объектами. Один из таких объектов, причем грандиозных размеров был создан в период холодной войны, в настоящее время на его месте организован музей подводных лодок в Балаклаве.

Объект 825ГТС предназначался для ремонта и укрытия подводных лодок способных нести на борту ядерное вооружение. В случае возникновения глобальной ядерной войны комплекс сооружений должен был сдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до ста килотонн. При этом объект не только защищал укрывшуюся в нем технику и людей, но и обеспечивал их выживание, для чего в комплексе имелись существенные запасы топлива, запчастей, оружия, в том числе и атомного.

Одновременно на объекте могло укрываться, ремонтироваться семь подлодок, которые размещались в подземном канале протяженностью более 600 метров, шириной более 20 метров. Общая площадь всех залов, сооружений превышает 9 тыс. кв. метров. Со стороны моря канал мог закрываться 150-тонным батопортом, все наружные строения маскировались разнообразными приспособлениями и сетями. Кроме базы подлодок в состав объекта входило хранилище ядерного оружия различного типа которое также можно будет осмотреть в процессе экскурсии.

Внимание! Так как музей преимущественно располагается под землей, то даже в самую жаркую погоду температура в нем не повышается выше 15 градусов. Поэтому отправляясь на экскурсию, позаботьтесь о наличии теплой одежды.

 

Как добраться

Тем, кто путешествует пешком, до музея будет добраться очень просто. В Севастополе на остановке «пятый километр» совершите посадку на автобус №99, 94 или №9, на них вы сможете доехать до Балаклавы, где необходимо выйти на остановке общественного транспорта «Оболонь». Далее, остается совершить десятиминутную пешую прогулку, и вы окажитесь на месте.

Путешествующим на личном автотранспорте можно действовать по двум вариантам. Первый вариант предусматривает выезд из Севастополя на трассу Н19 ведущую к Ялте. Примерно через километр на развязке поверните направо и таким образом, вы съедите на дорогу, ведущую к Балаклаве. Далее следуйте в южном направлении по улице Крестовского, пока не доедите до места.

Если начальной точкой вашего маршрута является южная часть Севастополя, то будет целесообразнее воспользоваться вторым вариантом следования. Доберитесь до рынка, расположенного на пятом километре, далее дорога выведет вас из города, на развязке поверните направо и следуйте по улице Новикова, которая в итоге выведет вас к музею.

 

 

Стоимость экскурсий, график работы

Музей подводных лодок работает по следующему графику:

  • прием экскурсий – со среды по воскресенье;
  • выходные дни – понедельник, вторник независимо от сезона;
  • время посещения – с 9 утра до 4 часов вечера;
  • начало последней экскурсии – 16 часов;
  • обеденный перерыв, на который в том числе закрывается билетная касса – с 13 часов до 13:30.

Стоимость билета для взрослых составляет 300 рублей, для учащихся школ и студентов – 100 рублей. Существует возможность организации индивидуальной экскурсии, стоимость которой составляет 20 тыс. рублей.

Совет! Если вам еще нет 18 лет или вы являетесь студентом ВУЗа, то каждую 2-ю пятницу можете посетить музей бесплатно, воспользуйтесь этой возможностью.

 

Историческая справка

После того как США провели испытание ядерного оружия, руководство СССР активизировала работы по созданию собственного ЯО, средств его доставки и мест размещения. Все проекты, касающиеся этой сферы курировал лично Берия, который и остановил свой выбор на Балаклаве, где в обстановке строжайшей секретности было начато строительство базы подводных лодок и ядерного арсенала.

Строительство велось с 1953 года в недрах горы Таврос, город Балаклава получил статус закрытого. Для того чтобы замаскировать столь масштабная строительство была разработана легенда-прикрытие, согласно которой распространялась информация, что в Балаклаве строится городская телефонная станция, позже аббревиатура ГТС вошла в наименование объекта.

Объект был введен в эксплуатацию в 1961 году, как раз в это время разразился Карибский кризис. База успешно функционировала на протяжении 30 лет, на ней квотировалась 155 бригада подлодок, находящаяся в состоянии постоянной боевой готовности. За годы функционирования на объекте скопился внушительный ядерный потенциал. В 1993 году объект был рассекречен и перестал исполнять свои функции, некоторое время он был никому не нужен и местные жители тащили из него все, что только можно было открутить или срезать. В 2003 году на территории бывшей военной базы начал функционировать музей.

 

Описание достопримечательности

Экспонаты музея интересны и разнообразны. Например, во время экскурсии вы сможете осмотреть настоящую подводную лодку, хотя к основным достопримечательностям бывшей базы относятся ее сооружения, многие из которых являются уникальными и вы вряд ли сможете увидеть нечто подобное в другом месте. Экскурсионные маршруты проходят по многочисленным залам объекта, но, тем не менее не охватывают весь имеющийся объем базы, так как в некоторые помещения по разным причинам доступ закрыт даже для работников музея.  

Все экскурсионные маршруты берут свое начало с центрального тоннеля, который имеет протяженность более 500 метров. По центру тоннеля пробит канал, когда-то в него заходили подводные лодки. В этом же туннеля можно осмотреть сухой док, многочисленные ответвления, ведущие в ремонтные цеха. Многие помещения защищены массивными противоатомными бетонными дверями, в некоторых сохранились или были воссозданы элементы оснастки, оборудование, используемое при хранении ЯО и ремонта подлодок. Во время прогулки по музею сохраняется ощущение, что вы находитесь в секретном и крайне необычном месте.

Внимание! Во время экскурсии вам наверняка захочется сделать несколько памятных фото, осуществить видеосъемку. Делать это разрешается только за отдельную плату, поэтому стоит сразу договориться с экскурсоводом, что вы будете снимать видео.

 

Экскурсионный маршрут № 1

Для туристов администрация музея разработала два основных экскурсионных маршрута. Первый включает в себя пешеходную экскурсию продолжительностью полтора часа. Маршрут проходит по лабиринту помещений созданных в недрах горы Таврос. Экскурсовод проведет вас к арсеналу ядерного оружия, причем это единственный подобный арсенал, сохранившийся со времен холодной войны, все остальные подобные сооружения были уничтожены еще в 90-годах.

Кроме этого, пеший маршрут проходит по берегу полукилометрового судоходного канала, по первому транспортному залу, где организована экспозиция, посвященная строительству комплекса. В главном транспортном коридоре представлена выставка плакатов и экспозиция на тему подземелий Севастополя. После прохождения доковой площадки туристы попадают в арсенальную часть музея, которая у большинства посетителей вызывает наибольший интерес. Здесь работает экспозиция, посвященная подводным силам ЧФ, выставлены многочисленные образцы вооружения подлодок.

 

Экскурсионный маршрут № 2

Если вы не особенно любите ходить пешком, то при посещении музея подводных лодок вам стоит выбрать экскурсионный маршрут № 2, так как он пролегает по водному каналу, и соответственно вы будете осматривать экспозиции, сидя в катере. В процессе прохождения этого маршрута вы сможете увидеть то, что не смогут рассмотреть участники пешей прогулки.

Так, катер подвезет вас к батопортам, это массивные сооружения весом более 100 тонн перекрывали канал в случае ядерного удара и, по расчетам, должны были сдержать ударную волну от взрыва в сотню килотонн. Далее, катер проходит вблизи ремонтного дока, над которым возвышается кран-балка способная поднять из воды подводную лодку и поставить ее для ремонта на стапели.