Крепость «Керчь» (форт Тотлебен)

В 19-веке для прикрытия судоходства между Азовским и Черным морем был возведен форт Тотлебен в Керчи или как его еще называют крепость «Керчь». Оборонительные укрепления раскинулись на площади в 40 гектаров, располагаются на мысе Ак-бурун, обнесены защитной стеной протяженностью более семи километров. Форты и бастионы могли вместить гарнизон в 5200 человек и 600 орудий, причем для всего этого было предусмотрено наличие продуктовых и оружейных складов, создавалась другая необходимая инфраструктура.
Во времена Крымской компании русские войска хотя и понесли тяжелые потери, но получили ценный опыт. Учтя прежние ошибки, командование разработало уникальный план крепости, который успешно реализовало.
В результате получился не имеющий мировых аналогов оборонительный комплекс, который неплохо сохранился до наших дней, несмотря на то, что пережил две мировые войны и прочие исторические потрясения.
Так, вы больше нигде не увидите крепостей, стены которых на глубину до одного метра покрывает слой земли. Благодаря этой дополнительной защите снаряды не могли пробить стены, они просто увязали в грунте, а ночью солдаты выходили и засыпали образовавшуюся воронку. Подобных особенностей в оборонительном комплексе встречается множество, поэтому экскурсия по нему проходит интересно, оставляет о себе положительные впечатления. Кроме этого, здесь можно сделать множество фото видов Керченского пролива и других занимательных достопримечательностей.
Совет! При посещении достопримечательности постарайтесь выехать так, чтобы попасть на сборную экскурсию, в этом случае вам не придется ждать комплектования экскурсионной группы.
Адрес, как добраться
Форт располагается в городе Керчь на мысе Ак-Бурун, посетить достопримечательность можно ежедневно в период времени с 9 утра до 18 вечера, но экскурсии проводятся лишь в период времени с 9:30 до 14 часов. Плюс к этому вы можете попасть на сборные экскурсии, которые отправляются на осмотр форта в 10 утра, в 14:30 и в 15:30. В настоящий момент стоимость взрослого билета составляет 220 рублей, детского – 60 рублей. Имейте в виду, что дети младше 7 лет на территории комплекса не допускаются.
Если вы рассчитываете добраться до достопримечательности, используя общественный транспорт, то на центральном автовокзале Керчи вам необходимо сесть на автобус, следующий по маршруту №6. Он довезет вас до остановки «Деревообрабатывающий филиал», далее придется совершить пешую 30-минутную прогулку. Тем, кто приехал в отпуск на собственном автомобиле следует в Керчи на транспортном кольце Ворошилова — Буденного совершить разворот на Бочарку, затем путь будет пролегать вдоль моря. Здесь отсчитывайте левые повороты, третий поворот ваш.
Внимание! Лучшим вариантом посетить крепость «Керчь» является заказ экскурсии через историко-археологический музей, который располагается в Керчи на улице Свердлова, строение №7. В этом случае вам не придется подгадывать время, ездить или ходить в поисках крепости, музей предоставит как трансфер, так и сотрудника, который проведет экскурсию.
Предыстория появления крепости
Место, для возведения форта Тотлебен было выбрано неслучайно, ранее здесь располагалась Павловская батарея, которая могла успешно сопровождать цели на протяжении всего Керченского фарватера. Существует мнение, что такая удобная позиция была выбрана самим Суворовым во время его инспекции южных рубежей Российской империи.
Укрепления Павловской батареи начали возводиться в 1771 году, они неоднократно перестраивались, улучшались, и в результате к началу Крымской войны на ней было установлено 20 орудий. Но, батарее было не суждено принять участие в боях, так как в мае 1855 года на Керчь был сброшен десант неприятеля, а батарея не имела защиты со стороны суши. Поэтому командир гарнизона приказал пушки заклепать, пороховые погреба взорвать, личному составу эвакуироваться.
После окончания Крымской войны, согласно Парижскому договору России запрещалось иметь в Черном море свой собственный флот и строить береговые укрепления. Тем не менее командование русской армии в лице генерал-майора Кауфмана разработала проект крепости с учетом ошибок, допущенных при возведении Павловской батареи. Работа над проектом велась в период с 1856 по 1870 год, одновременно с этим поэтапно в условиях соблюдения полной секретности осуществлялось строительство форта. Причем он был возведен точно там же, где до этого базировалась Павловская батарея.
Как возводилась крепость
Контроль за строительством форта Тотлебен осуществлял генерал-адъютант директор инженерного департамента Э. И. Тотлебен. Первые работы начались в 1857 году, в них приняло участие более 700 строителей. Первоначально было возведено две казармы, в которых расположилось 2200 солдат Литовского полка. Следом за ними в 1863 году гарнизон будущей крепости пополнился батальонами Кубанского полка в количестве 1600 человек. Размещение войсковых подразделений там, где вздумается российскому командованию, не регламентировалось Парижским договором, поэтому на появление нового гарнизона никто не обратил внимания.
Но там, где есть солдаты, могут быть и пушки, а артиллерия должна устанавливаться в особо укрепленных местах. Таким образом, постепенно на Павловском мысе и на мысе Ак-Бурун начали появляться береговые батареи способные перекрыть фарватер со стороны Азовского моря. Кроме этого, предполагалось установить в фарватере мины и инженерные заграждения. Хотя этими сооружениями форт не ограничивался.
Оборонительные укрепления крепости
Инфраструктура и оборонительные сооружения форта состояли из следующих объектов:
- трехкилометрового рва;
- сети боевых ружейных галерей;
- четырех капониров;
- сети контрминных галерей;
- подземных расходных пороховых погребов;
- подземных стационарных пороховых погребов;
- Центрального форта;
- двух люнетов;
- водохранилища;
- домов офицеров;
- казарм.
Почти все эти объекты были скрыты под землей, на поверхности всеобщему обозрению были представлены лишь офицерские дома. Всего на огневых точках располагалось 587 орудий, а численность гарнизона насчитывала более пяти тысяч человек, хотя к началу 20 века форт обслуживало уже более девяти тысяч человек.
Отрытый перед крепостью трехкилометровый ров мог при необходимости простреливаться из боевых галерей ружейным огнем, или пушками из капониров. Ко всем огневым точкам солдаты выдвигались по подземным ходам, по ним же к батареям осуществлялся подвоз боеприпасов. Непосредственно возле орудий и в местах сосредоточения стрелковых точек организовывались расходные пороховые погреба, пополняемые по мере необходимости из стационарных хранилищ.
Для того чтобы враг не смог подорвать укрепления, в разных местах к стенам крепости подходили контрминные галереи, их общая протяженность составила более полутора километров. Если бы враг задумал подойти к форту с суши, то прежде, чем он смог бы вступить в прямой огневой контакт с защитниками крепости ему пришлось бы преодолеть сопротивления Центрального форта и расположенных с севера и с юга от него люнетов.
Таким образом, ни с суши, ни с моря штурмовать крепость «Керчь» было крайне затруднительно, а большой запас продовольствия, воды и боеприпасов обеспечивал гарнизону высокую автономность. В полной изоляции он мог отражать атаки врага на протяжении нескольких месяцев или даже лет, но в баталиях 19 века форту принять участие так и не довелось.
К нашему времени большая часть описанных сооружений сохранилось, даже несмотря на то, что в годы ВОВ они подвергались массированным бомбардировкам со стороны немецких захватчиков. В те времена гарнизон крепости держал оборону до тех пор, пока не поступил приказ оставить занятые позиции и отступить. При отходе были взорваны все склады, но так как они изначально возводились на некотором удалении от основных объектов форта, то оборонительные сооружения преимущественно не пострадали.